Barbra (barbra_forever) wrote,
Barbra
barbra_forever

Categories:

"Окно-роза" в готике

Оригинал взят у sergeyurich в "Окно-роза" в готике
    Впервые словосочетание «окно-роза» появилось в XVII веке и имело отношение к готическому круглому окну, часто встречающемуся на фасадах готических и романских храмов. Такое название этот архитектурный прием получил благодаря схожести «многолепесткового» и симметричного витража с английской розой, под которой, особенно в то время, подразумевался цветок шиповника.




    Готическая роза в архитектуре особенно характерна для готического стиля, однако не ограничена им. Круглые окна наблюдались в строении храмов, церквей и других сооружений с античных времен, на протяжении Средневековья и особенно в период неоготики. Именно поэтому большое окно округлой формы встречается по всему миру в зданиях различных назначений, возрастов и стилей.




    Корни готической розы восходят к римскому окулюсу – большому круглому отверстию, призванному впускать не только свет, но и воздух в помещение. Самый знаменитый окулюс расположен в Римском Пантеоне, на самой вершине купола. В ранней христианской и византийской архитектуре круглые окулюсы использовались либо на вершинах куполов, либо на низких фронтонах. Круглое окно с каменной рамой появилось тоже еще в античности, но редкие варианты сохранились до наших времен. Что касается геометрического узора роз, он был чрезвычайно развит в римской мозаике.










    Изначально окна были небольшого размера и плавно перешли из романского стиля в готический. Со временем готическая роза стала занимать все больше места на фасадах зданий, придавая легкости каменным сооружениям. После завершения строительства Собора Парижской Богоматери эти окна стали практически неотъемлемой частью архитектурного стиля, практически так же, как колонны, стрельчатые окна и аркбутаны. Однако по сравнению с дальнейшим развитием этого вида окон знаменитая роза Собора Парижской Богоматери – не такое уж и большое окно, особенно по сравнению с фасадами Шартра или Сен-Дени.







    Во времена готики предметом изображения витража-розы чаще всего становился Судный день. Готическую розу помещали в арке над западным входом в храм, что могло послужить причиной выбора тематики, поскольку именно западная стена обычно посвящалась теме Страшного Суда.










    Со временем розы стали появляться на нефах, где как минимум одна из них была посвящена Деве Марии. Связь готической розы с символом Матери Христа поддерживается еще и тем, что Марию часто называют «Мистической розой» и приписывают ей символ – цветок шиповника. Однако такая символика появилась задолго до того, как окно стали называть розой.

    Источник: Архитектура Средневековья




Tags: тонкие эфиры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments